Баннер

Пивной обзор конца августа

По данным Минсельхоза РФ на 26 августа ячмень обмолочен с 5,4 млн га (59,3% к посевной площади). На аналогичную дату ...

2 Сентябрь 2013 | Просмотров 9407 | Комментарии

Далее...

Пивная краса, Жатец – 2010

В пятницу, на заключительном этапе конкурса была выбрана Пивная красавица Чехии 2010. Ей стала 23-х летняя Анета (Aneta Sychrova), которая ...

25 Октябрь 2010 | Просмотров 10098 | Комментарии

Далее...

Пивной обзор начала марта

В 2012/13 Украина экспортировала 18,2 млн.тонн зерна, что на 5 млн.тонн выше аналогичного периода в прошлом сезоне. На долю ячменя ...

11 Март 2013 | Просмотров 8273 | Комментарии

Далее...
Больше в: Пивные новости

Пивная почта

Логин:
Пароль:


  




Война в упаковке. Новая антиалкогольная кампания рискует подорвать экономику регионов

По энтузиазму внедрения непродуманных решений в сфере борьбы с алкоголизмом мы стремительно возвращаемся в эпоху бывшего СССР. В июне прошлого года Госдума проголосовала в первом чтении за последовательный запрет продажи алкоголя крепостью более 6% в пластиковой таре объемом более полутора литров, а затем - крепостью более 5% для бутылок более литра.

Не успели депутаты доработать и принять эти поправки, как уже 1 июля этого года на рассмотрение Думы внесен законопроект о полном запрете пластиковых бутылок для алкогольных и слабоалкогольных напитков независимо от объема тары. По словам главы комитета Госдумы по экономической политике Анатолия Аксакова, комитет отложил на осень рассмотрение во втором чтении законопроекта об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в больших пластиковых бутылках. Предполагается, что запрет будет вводиться постепенно, а в 2025 году начнет действовать окончательно.

Чем же помешала полиэтилентерефталатовая или сокращенно ПЭТ-тара, являющаяся наиболее экологически чистым и современным вариантом упаковки и как, собственно говоря, её запретом планируют победить алкоголизм в стране?

По замыслу разработчиков закона, ограничения коснутся прежде всего продажи пива, распространяемого в пластике. А именно в ПЭТ-упаковке, которая является наиболее доступной и удобной для транспортировки, в России продается около 50% пива. При этом никаких ограничений на другие упаковки - бутылки и алюминиевые банки - вводить не планируется. Не будут ограничивать и потребление водки и вина. Сам собой напрашивается вывод – отказываясь от дешевой упаковки государство подталкивает вверх цены на алкоголь в надежде, что это будет сдерживать потребление. Однако «альтернативные» самогон и опасные для здоровья суррогаты, производители которых в любой момент «выручить», никто не отменял.

Все это напоминает очередную кампанейщину, сопоставимую с «кукурузной эпопеей» Никиты Хрущева и «сухим законом» раннего Горбачева. В первом случае кукурузой засаживались поля с пшеницей и рожью, во втором - вырубались виноградники с ценными сортами и закрывались винодельческие хозяйства, а люди травились брагой подвального розлива.

Сейчас речь идет о том, чтобы поставить под удар более сотни предприятий практически во всех регионах страны, производящих и перерабатывающих ПЭТ. В случае запрета пластиковой упаковки для пива, загруженность производственных мощностей сократится более чем на 20%, а это уже удар по налоговым поступлениям в региональные бюджеты. Что это означает в условиях кризиса на рынке труда, объяснять также не нужно. Еще одна сторона медали – тысячи частных пивоварен, представляющих малый и средний бизнес, просто не переживут перехода на более дорогую упаковку.

Если цель государства – повысить цены на алкоголь, то прямой путь к этому - увеличение акциза для всех видов готовой алкогольной продукции, без ущерба для самой высокотехнологичной отрасли упаковки. Повлечет ли за собой увеличение цены снижение потребления – другой вопрос. Как шутили еще в Советском союзе, «Передайте Ильичу – нам и 10 по плечу, если будет 25 – снова Зимний будем брать». Нет сомнения, что с алкоголизмом нужно бороться, но так же очевидно, что этот вопрос требует тщательного изучения и не может основываться на неподтвержденных статистикой данных.

Тем более, что в России принята и реализуется Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения на период до 2020 года. Этот документ предполагает постепенную смену ориентиров от более крепкого алкоголя к менее крепкому, от опасных суррогатов к сертифицируемой продукции. Как в эту концепцию вписываются новые инициативы, расставляющие совсем иные приоритеты, остается загадкой.

Сами же потребители считают, что запрет больших пластиковых бутылок для пива не снизит его потребление, а вот качество напитков может пострадать. По данным опроса ВЦИОМ, 30% россиян полагают, что ограничения приведут к росту цен на другие продукты в пластике, так как производители ПЭТ-упаковки постараются компенсировать убытки. Четверть опрошенных боится, что качество алкоголя станет хуже, а каждый пятый предрекает сокращение ассортимента спиртного.

Что касается декларируемой борьбы с алкоголизмом в России, большинство респондентов не верят, что ограничение объемов тары поможет снизить потребление пива. Около трети опрошенных считают, что аппетиты россиян не изменятся, они будут покупать столько же пива, только по более высокой цене. Чуть более четверти прогнозируют рост потребления дешевого крепкого алкоголя. И только 14% опрошенных думают, что в России станут меньше пить.

Впрочем, мнение россиян не так показательно, как данные Росстата. Анализируя связь между потреблением алкоголя и смертностью от алкоголя, Институт экономической политики им. Е.Т.Гайдара пришел к выводу, что усиление норм регулирования в отношении пива, вопреки ожиданиям, не позволили улучшить показатели здоровья населения. Так, наиболее существенное снижение вредных последствий злоупотребления алкоголем наблюдалось в период с 2003 по 2007 гг., когда потребление крепкого алкоголя снижалось, а потребление пива росло. Именно в этот период благодаря резкому экономическому росту, появлению новых брендов и улучшению имиджа пива сформировалась тенденция замещения крепкого алкоголя пивом. При этом в период с 2010 по 2013 гг., вместе с ужесточением норм регулирования в отношении пива, включая ограничение рекламы, места и времени продажи, произошли обратные изменения в структуре потребления и началось замещение пива крепким алкоголем.

Спешка, в которой принимаются ограничения ПЭТ-упаковки, тоже наталкивает на определенные мысли. Особенно если учесть, что параллельно разворачивается дорогостоящая «разъяснительная» кампания: баннеры с надписью «Запретим пластиковую бутылку - спасем Россию!» уже появились на сайтах деловых СМИ - «Ведомостей» и «Коммерсанта» и на нескольких билбордах на Рублевском шоссе. Есть ли среди читателей «Ведомостей» и жителей Рублевки ценители ПЭТ  - вопрос риторический. А тем временем ФАС уже вынесла предупреждение в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны предприятий стекольной промышленности, зафиксировавших в протоколе заседания «Стеклосоюза» намерение ограничить использование ПЭТ.

Если лоббирование законопроектов, запрещающих экономичную упаковку, делается в целях недобросовестной конкуренции, то это, очевидно, должно стать предметом интереса правоохранительных органов. Ведь разработчики новых законов, не способных вылечить болезнь, но рискующих подорвать экономику регионов, как и в старые времена обосновывают свои инициативы исключительно «заботой о здоровье нации» и «миром во всем мире».

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем.


Следующие новости:
Предыдущие новости:

Добавить комментарий


Пивные новости в картинках

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/877178pivnoy_zshivot.jpg

Пивной живот

В журнале Европейского общества питания (European Journal of Clinical Nutrition) опубликованы результаты исследований шведских и немецких экспертов. Они изучали 20 625 человек более восьми лет. По результатам оказалось, что пивной

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/988016pivnaya_pet_upakovka.JPG

Пивная ПЭТ-упаковка

По заказу Союза российских пивоваров исследование провели специалисты  Аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова. Центр регулярно проводит исследования в области пищевой промышленности. Он аттестован Ростехрегулированием, имеет аккредитацию в области государственного

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/989568pivo_dlya_ryby.jpg

Пиво для рыбы или ...

Совместное предприятие SABMiller накормит рыбу. Пивоварня «MillerCoors» из Огайо (США) объединилась с компанией, которая производит корма для животных из возобновляемых источников. Планируется запуск полного цикла производства в промышленных масштабах инновационной

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/691581pivnaya_biblioteka.jpg

Пивные библиотеки

Пивные библиотеки, или проще говоря – пивотеки, все больше набирают популярность по всей Чешской Республике. Отличие их от простых сетевых магазинов или пивных в том, что это специализированные точки продаж

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/358134presentacia_kaltenberg.JPG

Презентация Кальтенберг

В минувшую пятницу, 29 июля, в московском ресторане Линдерхов его Королевское Высочество Люитпольд Принц фон Байрен (по совместительству с  1976 года руководит немецкой пивоваренной компании «Кёнинг Людвиг Интернэшнл») лично презентовал

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/610082ochakovo_bohka.jpg

Ландшафтный дизайн

В эти выходные  Москва отмечает традиционный день города. Запрет продажи алкоголя в местах массовых гуляний и тем более пронос его с собой вызывает непонятный ажиотаж в прессе. Кстати,

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/517841pivo_bogerhof.jpg

Презентация Богерхоф

В четверг в Москве состоялась презентация пива первого пивоваренного завода города Анапы «Богерхоф», производящего пиво по классической немецкой технологии. Владелец пивоварни Алексей Богер лично угощал  пивом «Das bier» 3-х сортов:

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/129858pivnaya_fiesta.jpg

Пивная фиеста

Пивной фестиваль в Москве начал свою работу. XXII Московский международный фестиваль пива открылся 3 июля в Лужниках и будет открыт для посещения до 11 июля включительно. В этом году пивной

http://pivnaya.ru/components/com_gk3_photoslide/thumbs_big/367971pivnaya_kultura.jpg

Пивная культура

Отечественные потребители пива несмотря ни на что сохраняют оптимизм - 60% из них уверены, что в России возможно производить пиво не хуже, чем в Германии или Чехии, признанных

Статистика потребительских цен

Индекс потребительских цен РФ, в % к соответствующему месяцу прошлого года
  Пиво отечественное, л Пиво зарубежных торговых марок, л
  2013 2013
январь
111,36
106,94
февраль
111,15
106,29
март
111,52
106,42
Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции РФ, в % к соответствующему месяцу прошлого года

Ячменьячмень продовольственныйячмень фуражный

201320132013
январь132,96127,05134,70
февраль134,72129,33136,28
март134,79129,18136,41

Комментарии

 Rambler's Top100
Информационная продукция, запрещенная для детей (способная вызвать у детей желание употребить пиво и напитки, изготавливаемые на его основе)